Дифференциал отвечает за вращение колёс с разной скоростью. Такая особенность необходима, чтобы повысить проходимость машины и исключить пробуксовку колёс.
Например, при движении по неровному дорожному покрытию или во время поворота, колёса ведущей оси проходят отрезки разной длины. Если не добиться разной скорости вращения колёс, шины будут вплотную скользить по поверхности дороги.
Где находится дифференциал?
Это элемент трансмиссии. Точное расположение зависит от привода транспортного средства:
-
у переднеприводных моделей — в коробке передач;
-
у заднеприводных — в картере заднего моста;
-
у полноприводных — в картере заднего и переднего моста или в раздаточной коробке.
Если у автомобиля одна ведущая ось, дифференциал размещают между приводами колёс.
Виды дифференциала
Вид дифференциала зависит от конструкции. В основе всегда редуктор. При этом разница заключается в используемой зубчатой передаче. Выделяют три типа:
-
Конический дифференциал с межколёсными расположением. Часто устанавливается на легковых автомобилях российского производства. Отвечает за равномерное распределение крутящего момента между колёсами. Здесь нужно учитывать, что в случае пробуксовки одного колеса, сила тяги второго сильно уменьшится и проходимость машины ухудшится.
-
Цилиндрический дифференциал, который устанавливают в полноприводных авто между осями. Распределяет крутящий момент между колёсами в определённом соотношении, неравномерно.
-
Червячный дифференциал, устанавливающийся и между осями, и между колёсами. Более продвинутый тип, который часто используют в иномарках.
Функция блокировки дифференциала
Колёсный дифференциал может блокироваться. Блокировка помогает повысить проходимость транспортного средства. Степень или коэффициент блокировки рассчитывается на основе отношения крутящего момента отстающего колеса к крутящему моменту второго колеса.
Если это симметричный дифференциал, коэффициент блокировки всегда равен единице. У остальных моделей, то есть у дифференциалов повышенного трения, показатель меняется от одного до пяти.
Как работает симметричный дифференциал?
Элемент трансмиссии способен работать в трёх режимах:
-
Прямое движение. Сопротивление колёс от дороги одинаковое. Крутящий момент передаётся к корпусу дифференциала от главной передачи. Параллельно задействуются сателлиты, отвечающие за равномерное распределение крутящего момента между колёсами. Угловая скорость и частота внутренней и наружной шестерни совпадают.
-
Движение в повороте. Сопротивление внутреннего ведущего колеса повышается, а наружного отстаёт от него. Расположенная внутри полуосевая шестерня начинает работать медленнее. Это приводит к вращению сателлитов вокруг своей оси. В результате частота вращения шестерни, которая находится внутри, возрастает. При этом крутящий момент всё так же одинаково распределяется между ведущими колёсами.
-
Движение по скользкой дороге. В этом случае сопротивление одного колеса увеличивается, а второе не просто отстаёт от него, а начинает буксовать. Благодаря дифференциалу скорость вращения буксующего колеса повышается. Второе наоборот замедляется до полной остановки. Чтобы увеличить крутящий момент колеса, получившего лучшее сцепление с дорожным покрытием, срабатывает блокировка дифференциала.