Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Устройство и принцип работы датчика положения коленчатого вала

Двигательную систему обязательно оснащают датчиком, который определяет позицию коленчатого вала в момент времени. Без этого элемента невозможно выстроить грамотную работу системы подачи топлива и зажигания автомобиля. 

Это небольшой сенсор, контролирующий рабочие параметры коленвала. Сокращённо устройство называют ДПКВ. ДПКВ определяет позицию, частоту и скорость вращения вала. 

Задачи датчика коленвала в системе автомобильного двигателя

Фактически, это элемент, обеспечивающий стабильность работы системы питания, распределения газа и зажигания транспортного средства. Основная задача — следить за положением коленчатого вала. Информация о положении передаётся на электронный блок управления, после чего он может рассчитать скорость и количество оборотов вала. Основываясь на эту информацию можно:

  • зафиксировать момент впрыска топлива и узнать, как долго при этом работают форсунки;

  • установить момент достижения верхней или нижней мёртвой точки поршней первого и четвёртого цилиндра двигателя;

  • определить, когда выполняется зажигание в каждом из цилиндров;

  • контролировать смену стадий распределения газа внутри двигателя;

  • управлять элементами системы, которая отвечает за улавливание топливных паров.

Датчик помогает контролировать, налаживать и корректировать функциональность всех систем, работающих в связке с двигателем. Комплектующая нужна для нормального выполнения силовым агрегатом заложенных функций. 

При поломке рекомендуется замена. Даже незначительные неисправности могут привести к серьёзным проблемам с автомобильным двигателем. 

Из чего состоит датчик положения двигательного коленвала?

ДПКВ состоит всего из двух частей:

  1. Измеритель положения. Размещается в корпусе из пластика или алюминия. Оснащается разъёмом, через который происходит подключение к бортовой сети транспортного средства. Разъём делают на коротком кабеле или на корпусе измерителя. Фиксация может выполняться на дополнительно установленном кронштейне, но чаще производители ставят датчик на двигательный блок.

  2. Счётное кольцо. Выполнено в виде обычного или фрикционного колеса с ободом по окружности. По краю размещаются зубцы квадратной формы. Фиксируется на шкиве или носке коленвала за счёт жёсткого крепления.

Чтобы понять, в какой позиции коленчатый вал, датчик положения считает зубцы кольца.

Каким может быть датчик коленвала?

Выделяют три группы устройств:

  1. Индуктивные. Основной элемент — сердечник с высокой магнитной проницаемостью. Для проведения тока предусмотрена обмотка. Работа построена по принципу электромагнитной индукции. Как только зубцы кольца оказываются в непосредственной близости к сердечнику, магнитное поле меняется. В обмотке запускается процесс индукции тока. Блок управления реагирует на возникший переменный ток, начинает определять положение и количество оборотов коленвала. Индуктивный измеритель подключают к бортовой сети парным кабелем. Подключение выполняют напрямую к блоку управления. Счётное кольцо для индуктивных датчиков преимущественно делают из стали. 

  2. Датчики Холла. В основе лежит эффект Холла. Есть две пластины с противоположным расположением. Когда через них проходит ток, на двух других сторонах образуется напряжение. Чтобы схема сработала, пластину размещают в стабильном магнитном поле. Напряжение возникает, когда намагниченный зубец счётного кольца проходит близко к датчику. Модель обладает более высокой точностью по сравнению с индуктивной. Для подключения нужно три или четыре кабеля, так как устройству требуется отдельное питание. Счётные кольца делают из стали или из лёгкого пластика. 

  3. Оптический датчик. Такие модели также называют световыми. Для работы нужен световой источник и приёмник — светодиод и фотодиод. Между ними остаётся небольшой промежуток, внутри которого «проскальзывают»‎ зубцы счётного кольца. При вращении кольцо закрывает светодиод, за счёт этого на выходе фотодиода возникает пульсирующий электрический ток. Электронный блок использует ток для проведения необходимых измерений. Из-за потенциальной возможности сильного загрязнения или задымления диодов, производители автомобилей отказываются от установки оптических датчиков. 

Для правильной работы датчики используют совместно со стандартизованными счётными кольцами. В стандартном кольце 60 зубцов, каждый из них находится на расстоянии 6 градусов от другого. В одной зоне нет двух зубьев — эта часть считается местом, с которого начинается отсчёт оборотов коленвала. 

Рекомендации по подбору и замене

При поломке датчика коленвала, резко ухудшается работа всей двигательной системы. Для определения неисправности выполните осмотр. Убедитесь, что корпус, разъёмы и проводка не повреждены.

Если у вас индуктивный датчик, используйте электронный тестер. С помощью тестера замеряют сопротивление обмотки. Результат до 0,6 кОм — слишком низкий, а больше 1 кОм — высокий. С датчиком Холла сложнее. Выполнить проверку самостоятельно вы не сможете. Нужно ехать на СТО, так как для диагностики используют специализированное оборудование.

Если всё-таки есть поломки, лучше провести полную замену. Подбирайте модель, соответствующую установленной ранее. Самый надёжный вариант — искать запчасть по VIN-коду. Если планируете покупать аналог, тип и технические характеристики должны совпадать с заводской запчастью. Обязательно учитывайте рекомендации производителя транспортного средства.

Замена датчика коленчатого вала происходит по такой схеме:

  • отключите датчик от сети питания;

  • выкрутите фиксирующие болты или винты;

  • аккуратно достаньте датчик, поставьте новый и проведите сборку в обратном порядке.

Учитывайте, что новый ДПКВ нужно поставить на правильно расстоянии от торца счётного кольца. Рекомендованное расстояние — 0,5-1,5 мм. Чтобы не допускать ошибок, изучите инструкцию по ремонту автомобиля перед самостоятельной заменой. Калибровка датчика требуется редко. Обычно при правильной установке двигатель сразу начинает корректно работать.