ЗМЗ или Заволжский моторный завод работает с 1958 года. В 1959 году инженеры завода разработали по-настоящему инновационный двигатель для того времени — V-образного типа с пятью цилиндрами. Это прообраз популярных сейчас двигателей ЗМЗ V8.
Мы подготовили обзор на топовые агрегаты производителя. Расскажем об уже снятых с производства, но по-прежнему используемых в России моделях, и о новых моторных системах.
Двигатели ЗМЗ 513 серии
ЗМЗ 513 рассчитаны на установку в транспортных средствах со средней грузоподъёмностью, которые эксплуатируются в условиях плохой проходимости. Встречается в автомобилях ГАЗ 53, 66 и 3307.
Характерной конструкционной особенностью стала установка одноярусного ненастроенного впускного коллектора. Это было и недостатком двигателя — из-за такого строение происходила потоки внутри пульсировали и процесс смесебразования не могу протекать нормально.
ЗМЗ 513 часто устанавливали на спецтехнику и транспортные средства с повышенными требованиями к проходимости и надёжности. Этому способствовал поддон нестандартной формы и экранирование, проведённое с помощью электрооборудования.
В качестве топлива используется бензин. Двигательные системы стали одними из последних, подлежащих серийному производству при СССР. Агрегаты всё ещё устанавливают в сельскохозяйственную и промышленную технику.
Двигатели ЗМЗ 505 серии
Завод выпускал несколько модификаций. Базовые моторы были похожи на агрегаты 13-й серии. Продвинутые и модифицированные — на модели 14-й серии.
В конструкции не было гидравлического компенсатора, который обычно устанавливали в приводной части толкательного клапана. Инженеры также поменяли место размещения масляного фильтра. Поддон сделали из железа. Двигатели оснащались одним карбюратором с впускным коллектором. Двухкарбюраторная модификация была, но к ней редко обращались.
Преимущественно агрегаты ставили на автомобили ГАЗ 2334, 31013 и 31012. Технические характеристики модификаций сильно отличались. Например, базовая версия получила мощность в 195 л.с., а самая продвинутая из моделей — 235 л.с. При этом у всех моторов есть существенное преимущество — низкий топливный расход.
Двигатели ЗМЗ 523 серии
ЗМЗ 523 ставили в гражданские и промышленные автомобили, адаптированные под малогабаритные грузоперевозки. Двигательные системы также использовали для некоторых видов промышленной спецтехники. Агрегаты скупали и для автобусов. К примеру, у ПАЗ и сейчас есть автобусы с двигателями ЗМЗ 523, которые подходят для пассажирских перевозок на короткие расстояния.
Эта модель — доработанная версия 511 серии. Инженеры установили коленвал с увеличенным до 8 мм ходом поршня и за счёт этого смогли повысить объём цилиндров.
ЗМЗ 523 нетребовательный и простой в эксплуатации, но у агрегата есть два существенных недостатка — низкий крутящий моменты и большой расход топлива. Моторы сняли с производства, но они продолжают использоваться и продаваться. Только теперь в качестве б/у запчастей.
Двигатели ЗМЗ 41 серии
Мощные агрегаты, которые преимущественно выбирали для военной техники, а также использовали на среднетоннажных грузовиках ГАЗ 66. У модели V-образное строение с карбюратором, для которого характерно верхнее размещение клапанов. Завод выпускал модификации, работающие на дизеле и на бензине.
Мощность мотора составляет 140 л.с., а объём — 5,53 л. Электросистему защитили с помощью экранирования. Двигатель отлично проявляется на сложнопроходимых дорогах с некачественным или отсутствующим покрытием. Топливный расход низкий — это важный фактор, который помог двигателю завоевать популярность.
Современные двигательные системы ЗМЗ
Главное направление работы команды завода — двигатели V8. Для моделей характерно заметное повышение рабочих оборотов, которого удалось достичь за счёт пересмотра конструкции распределительного вала и снижению веса деталей ГРМ. Производители предлагает бензиновые и двигательные модели.
Среди преимуществ двигателей ЗМЗ V8:
-
Понятная конструкция, упрощающая самостоятельное обслуживание со стороны водителей и ремонт при необходимости.
-
Адаптированность к повышенным нагрузкам даже при ежедневной эксплуатации.
-
Возможность проведения самостоятельного ремонта, если поломка случиться далеко от СТО.