При замене поршня двигательного агрегата, запчасть может тяжело входить в блок цилиндра двигателя. Это связано с конструкцией поршня — на поверхности расположены кольца, усложняющие прохождение детали. Поэтому для комфортной установки поршней используется дополнительное приспособление — кольцевая оправка.
Конструкционно любая кольцевая оправка выполнена в виде зажимной ленты. Оправка стягивает кольца, уплотняет поршень и он легко становится на место.
Функции обжимки колец поршня
-
Прижим и утапливание колец в проточных каналах поршня, чтобы запчасть могла беспрепятственно встать на место.
-
Предотвращение перекоса, повреждения колец и зеркал цилиндра в ходе установки поршня. Оправка — это направляющий элемент, исключающий перечисленные риски.
Типы обжимных конструкций
Производители выпускают приспособления с трещоточной и рычажной конструкцией.
Трещоточные модели
Это могут быть конструкции со стандартным храповым или с приводным механизмом. Водители и мастера чаще отдают предпочтение трещоточным оправкам с ключевым приводом. Конструкция изделий включает:
-
Стальную ленту с шириной от 10 мм. Лента сворачивается в кольцо, чтобы повысить прочность изделие проходит дополнительную термообработку. Лента — основной элемент обжима.
-
Храповый механизм, то есть саму трещотку. Механизм размещается сверху ленточной основы. В конструкции предусмотрены осевые барабаны, которые позволяют выполнять намотку ленты, а также зубчатое колесо.
На трещотке также размещают собачку, отвечающую за ослабление силы стягивания ленты. Для зажатия конструкции используется Г-образный ключ.
Чтобы справиться с установкой крупного поршня, нужны оправки с двойным храповым механизмом. Высота таких конструкций — до 15 см.
Трещоточные оправки работают за счёт поворачивания зубчатого колёсика одновременно с поворачиванием оси храпового механизма. В процессе собачка проходится по колёсику. В момент зажатия собачка попадает в колёсный зубец, за счёт чего выполняется фиксация оправки — обратное движение исключено.
Рычажные модели
Рычажные оправки делятся на три группы:
-
Ленты с обжимом, который выполняется спец. инструментами — обычными или храповыми клещами. Это незамкнутые кольца из металлического материала повышенной плотности и толщины. На двух концах расположены петли или борты, которые сводятся клещами.
-
Ленты с обжимом, выполняющимся стандартными пассатижами. Это тоже незамкнутые кольца, но для их стяжки применяются пассатижи, позволяющие зафиксировать конкретное положение конструкции.
-
Ленты с обжимом, для выполнения которого предусмотрен встроенный рычаг с механизмом замыкания. Благодаря такой конструкции размер ленты меняется и адаптируется под поршневый диаметр. Такие модели выполнены в виде одной или нескольких лент, образующих кольцо. Соединение концов ленты выполняется за счёт замка. Благодаря замку кольцевой диаметр можно регулировать. Стягивания и фиксация кольца происходит по нажатию на рычаг.
Особенности выбора и установки оправок
Обжимку подбирают под тип и конструкцию поршня, а также учитывая работы, которые будут выполняться. Для крупных автомобильных поршней рекомендуется использовать широкие обжимки. Мотоциклетные поршни устанавливают с помощью узких оправок.
Для самостоятельного однократного ремонта можно остановиться на простой оправке с храповым механизмом или заказать рычажную модель с зажимом пассатижами, чтобы быстро справиться с установкой.
Для профессионального использования в мастерских производители выпускают наборы оправок разного диаметра с рычажными и трещоточным моделями в комплекте.
Установка оправки происходит по такому алгоритму:
-
помещение поршня в тиски и смазывание маслом проточек, юбки и кольца;
-
размещение колец в проточке согласно рекомендациям автопроизводителя — замковые части колец должны находиться на расстоянии в 120°;
-
смазывание внутренней части обжимки маслом;
-
надевание оправки на поршень с последующей затяжкой — для затягивания применяется рычаг, Г-образный ключ, клещи или пассатижи;
-
установка поршня в цилиндр блока двигательного агрегата — поршень нужно осторожно вбить, используя киянку или молоток;
-
ослабление и снятие обжимки, после полного вхождения поршня в двигательный блок.
Затяжку делайте аккуратно. Если обжим выйдет слишком сильным, выбивать поршень из оправки придётся с усилием. В процессе можно сломать поршневый механизм. При недостаточно обжиме кольца по прежнему будут выступать и мешать поршню войти в блок цилиндра.