Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Гайд по выбору и установке кольцевой оправки поршней

При замене поршня двигательного агрегата, запчасть может тяжело входить в блок цилиндра двигателя. Это связано с конструкцией поршня — на поверхности расположены кольца, усложняющие прохождение детали. Поэтому для комфортной установки поршней используется дополнительное приспособление — кольцевая оправка.

Конструкционно любая кольцевая оправка выполнена в виде зажимной ленты. Оправка стягивает кольца, уплотняет поршень и он легко становится на место.

Функции обжимки колец поршня

  • Прижим и утапливание колец в проточных каналах поршня, чтобы запчасть могла беспрепятственно встать на место.

  • Предотвращение перекоса, повреждения колец и зеркал цилиндра в ходе установки поршня. Оправка — это направляющий элемент, исключающий перечисленные риски.  

Типы обжимных конструкций 

Производители выпускают приспособления с трещоточной и рычажной конструкцией.

Трещоточные модели

Это могут быть конструкции со стандартным храповым или с приводным механизмом. Водители и мастера чаще отдают предпочтение трещоточным оправкам с ключевым приводом. Конструкция изделий включает:

  • Стальную ленту с шириной от 10 мм. Лента сворачивается в кольцо, чтобы повысить прочность изделие проходит дополнительную термообработку. Лента — основной элемент обжима.

  • Храповый механизм, то есть саму трещотку. Механизм размещается сверху ленточной основы. В конструкции предусмотрены осевые барабаны, которые позволяют выполнять намотку ленты, а также зубчатое колесо.

На трещотке также размещают собачку, отвечающую за ослабление силы стягивания ленты. Для зажатия конструкции используется Г-образный ключ.

Чтобы справиться с установкой крупного поршня, нужны оправки с двойным храповым механизмом. Высота таких конструкций — до 15 см.

Трещоточные оправки работают за счёт поворачивания зубчатого колёсика одновременно с поворачиванием оси храпового механизма. В процессе собачка проходится по колёсику. В момент зажатия собачка попадает в колёсный зубец, за счёт чего выполняется фиксация оправки — обратное движение исключено.

Рычажные модели

Рычажные оправки делятся на три группы:

  • Ленты с обжимом, который выполняется спец. инструментами — обычными или храповыми клещами. Это незамкнутые кольца из металлического материала повышенной плотности и толщины. На двух концах расположены петли или борты, которые сводятся клещами.

  • Ленты с обжимом, выполняющимся стандартными пассатижами. Это тоже незамкнутые кольца, но для их стяжки применяются пассатижи, позволяющие зафиксировать конкретное положение конструкции.

  • Ленты с обжимом, для выполнения которого предусмотрен встроенный рычаг с механизмом замыкания. Благодаря такой конструкции размер ленты меняется и адаптируется под поршневый диаметр. Такие модели выполнены в виде одной или нескольких лент, образующих кольцо. Соединение концов ленты выполняется за счёт замка. Благодаря замку кольцевой диаметр можно регулировать. Стягивания и фиксация кольца происходит по нажатию на рычаг.

Особенности выбора и установки оправок

Обжимку подбирают под тип и конструкцию поршня, а также учитывая работы, которые будут выполняться. Для крупных автомобильных поршней рекомендуется использовать широкие обжимки. Мотоциклетные поршни устанавливают с помощью узких оправок.

Для самостоятельного однократного ремонта можно остановиться на простой оправке с храповым механизмом или заказать рычажную модель с зажимом пассатижами, чтобы быстро справиться с установкой.

Для профессионального использования в мастерских производители выпускают наборы оправок разного диаметра с рычажными и трещоточным моделями в комплекте.

Установка оправки происходит по такому алгоритму:

  • помещение поршня в тиски и смазывание маслом проточек, юбки и кольца;

  • размещение колец в проточке согласно рекомендациям автопроизводителя — замковые части колец должны находиться на расстоянии в 120°;

  • смазывание внутренней части обжимки маслом;

  • надевание оправки на поршень с последующей затяжкой — для затягивания применяется рычаг, Г-образный ключ, клещи или пассатижи;

  • установка поршня в цилиндр блока двигательного агрегата — поршень нужно осторожно вбить, используя киянку или молоток;

  • ослабление и снятие обжимки, после полного вхождения поршня в двигательный блок. 

Затяжку делайте аккуратно. Если обжим выйдет слишком сильным, выбивать поршень из оправки придётся с усилием. В процессе можно сломать поршневый механизм. При недостаточно обжиме кольца по прежнему будут выступать и мешать поршню войти в блок цилиндра.