В двигательных агрегатах с цепным приводом обязательно устанавливается гидронатяжитель цепи. Это дополнительный узел, который отвечает за стабильный натяг цепи. Благодаря гидронатяжителю, натяжение не зависит от нагрузки на двигатель, степени изношенности других деталей и температуры эксплуатации.
Использование гидравлического натяжителя снимает с водителя ответственность за ручную регулировку натяга цепи. Параллельно механизм минимизирует влияние износа приводных запчастей.
Конструкция гидронатяжителя ГРМ
У механизма такое строение:
-
Цилиндрический корпус.
-
Плунжер.
-
Клапанный узел.
-
Закрытая рабочая зона между двумя элементами.
Плунжер находится в передней части корпуса, клапан — в задней. По форме плунжер похож на цилиндр с полостью внутри. Чтобы предотвратить выскальзывания плунжера, конструкцией предусмотрен защитный шлифт или дополнительный фиксирующий механизм. На клапанном узле также размещается обратный клапан для подачи и откачивания масла.
Крепление корпуса выполняется с помощью специального фланца. Чтобы подсоединить шланг смазочной системы, на корпусе делают дополнительное резьбовое отверстие.
Последовательность работы натяжителя цепи газораспределительного механизма
Работа начинается с подачи масла к пропускному клапану в момент пуска двигателя. Дальше оно перемещается в закрытую зону. Под действием давление плунжер постепенно выходит из-за корпуса, и находит упор в рычаге звёздочки или в башмаке. Как результат — усилие равномерно распределяется по цепи ГРМ.
Когда натяжение достигает пиковой отметки, начинается обратный процесс — не плунжер создаёт давление на цепь, а наоборот. В результате такого изменения масляное давление в рабочей ёмкости становится одинаковым с давлением смазочной жидкости.
В итоге плунжер оказывается не способным двигаться, а масло остаётся в рабочей полости. Это и способствует стабильному натяжению цепи. Даже когда двигатель прекращает работу, натяжение цепи не ослабевает.
Вытяжение цепи происходит постепенно. За счёт медленного вытяжения давление цепи на плунжер падает, вместе с чем снова понижается давление в рабочем отсеке и процесс повторяется. Компенсация растяжение цепи происходит за счёт незначительного выдвижения плунжера из корпуса.
Типы гидронатяжителей цепи
Механизмы отличаются по конструкции. Выделяют такие модификации:
-
С дополнительной полостью. Вторая закрытая зона находится за клапанным узлом. В ёмкости тоже собирается масло, но в меньшем количестве. Это положительно сказывается на работе механизма при выборе промежуточных режимов. В дополнительной ёмкости предусмотрено отверстие, которое исключает завоздушивание масла.
-
С кольцевым механизмов крепления плунжера. Крепление выполняется за счёт стопорного кольца и канавок. Это гарантирует фиксированное положение гидронатяжителя.
-
С перепускным дросселем. Дроссель — это небольшое отверстие, через которое из рабочей зоны сливается масло. Масло идёт в систему смазывания двигательного агрегата. Отверстие проделывают в клапанном узле.
Критерии выбора гидронатяжителя
Для замены подбирайте механизм, тип и модель которого будут совпадать с заводской запчастью. Если у вас авто с пробегом и замена уже выполнялась, рекомендуем воспользоваться эксплуатационным руководством автопроизводителя. Также поиск запчасти можно провести по VIN-коду транспортного средства.
Установка запчасти неподходящего типа или модели может привести к неприятным последствиям. Например, к чрезмерному натяжению цепи. Это негативно скажется на общей производительности привода двигательного агрегата.
Чтобы самостоятельно заменить гидронатяжитель, также изучите инструкцию производителя к двигателю. Важно, чтобы при установке новый натяжной механизм был пустым — без масла внутри. После установки новой автозапчасти масляный уровень нужно довести до рекомендованного. При первом послеремонтном пуске вы услышите шум цепи, но посторонние звуки должны пропасть в течение 5-10 секунд.