Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Как работает система охлаждения 3М3-406 на ГАЗель

Заволжский моторный завод – предприятие с именем, знакомым даже несведущим в автомобильной тематике людям. Двигатели, работающие на бензине, выпускаемые предприятием, массово устанавливаются на «Волги» и «ГАЗели». Организация охлаждения этого механизма имеет важное значение: оно эффективно препятствует разогреву мотора, не позволяя температуре подниматься выше допустимого значения.

В получившей широкое распространение модели ЗМЗ-406 впервые применили технологию распределенного впрыска топлива, ставшую отправной точкой для дальнейшего усовершенствования подобных механизмов. 

Составляющие системы охлаждения

Для предупреждения нагрева двигателя применяют замкнутую систему с постоянно циркулирующей внутри нее охлаждающей жидкостью. Она складывается из привычных элементов, используемых при охлаждении прочих моделей двигателей:

  • рубашка;

  • система патрубков;

  • радиатор;

  • насос;

  • электромотор;

  • кран сливной;

  • температурные датчики;

  • термостат с клапанами;

  • блок прогрева дросселя;

  • вентилятор и прочие детали.

Термостат

Его роль заключается в перенаправлении жидкого охладителя с малого круга циркуляции на большой. По сути, он выполняет роль клапана. 

Сам двигатель работает в температурном интервале 87  ͦC - 103  ͦC.

Когда происходит прогрев мотора, термостат еще закрыт. Это позволяет значительно ускорить процесс разогрева до нужного значения. После нагрева до 60  ͦC термостат открывается, запуская движение охладителя в большое кольцо, включающее уже и радиатор.

По мнению опытных водителей, сталкивавшихся с указанной моделью двигателя, термостаты являются слабым элементом охлаждения. Они подвержены заклиниванию, в результате чего мотор или чрезмерно нагревается, или не прогревается совсем. Единственным способом устранения недостатка является замена неисправных термостатов на новые.

Для распределения потоков охладителя механизм оборудован клапанами: один из них – байпасный, второй – основной. До момента прогрева движка основной клапан перекрыт, и тосол перемещается малым кругом по маршруту:

  • рубашка охлаждения;

  • головка блока цилиндров;

  • радиатор;

  • помпа.

После достижения рабочей температуры происходит открывание основного клапана и одновременное закрытие байпасного. Полное открывание основного клапана происходит при температурном значении 94  ͦC. Теперь охладитель будет перемещаться по рубашке в блоке, попадая к радиатору через основной клапан. Этот «маршрут» называется большим кругом.

Помпа

Движение жидкости происходит под воздействием помпы. Механизм поместили в блок цилиндров. Он работает от вращения коленвала, передаваемого посредством ременной передачи. Нормативный ресурс насоса рассчитан на дальность пробега 100 тыс. км. Хотя иногда он не выдерживает расчетного срока эксплуатации вследствие ненадлежащего качества используемых запасных частей.

Помпы современной модификации выпускают неразборными, поэтому возникновение поломки потребует замены всего узла.

Вентилятор, радиатор

Основной задачей этих элементов является эффективное охлаждение двигателей. Снижение температуры поверхности радиатора происходит под воздействием встречного воздушного потока. Во время жары на помощь радиатору приходит вентилятор.

Изготовлен 3-рядный радиатор из алюминия. Такая конструкция позволяет достичь максимального уровня охлаждения.

За включение вентилятора отвечает температурный датчик. Он может быть расположен в модели с карбюратором – в блоке цилиндров, в инжекторном варианте – в блоке вместе с электронным блоком по управлению вентилятором

Некорректная работа температурных датчиков также часто доставляет много хлопот владельцам транспортных средств.

Рубашка и патрубки охлаждения

Патрубки обеспечивают соединение и объединение всех частей охлаждающей системы. При их сильном износе возможна потеря тосола из системы, что приводит к перегреву двигателя.

Антифриз, циркулирующий внутри рубашки охлаждения, поглощает лишнее тепло, после чего выводится на радиатор. Если в рубашке появляется пробой, возможно возникновение опасного для двигателя явления – гидроудара.

Расширительный бачок

Деталь представляет собой пластиковую емкость, находящуюся выше всех других элементов системы. Его основной задачей является поддержание нормального уровня жидкости (из него подается в систему недостающее количество, а также собирается лишняя жидкость, находящаяся в системе).

Пробка бачка расширения

Малые размеры детали не мешают ей выполнять важную роль. Благодаря установленному в пробке клапану появляется возможность стравливать лишнее давление или отправлять в бачок закипевший тосол, если двигатель перегреется.

Пробка снабжена двумя клапанами:

  • впускной – открывается при понижении давления при остывании мотора;

  • выпускной – открывается при избыточном давлении от нагретого двигателя.

Температурный датчик

В задачу единственного электронного механизма охлаждения ЗМЗ-406 входит считывание температурного уровня и передача полученных данных в ЭБУ. После этого блок управления может принимать решение о необходимости запуска вентилятора. На основании указанных данных также производится подготовка топливной смеси и включение некоторых других механизмов. Неисправность датчика может создать множество проблем.

Принцип работы системы охлаждения ЗМЗ-406

Рубашка с проходящим внутри нее тосолом, антифризом либо водой окружает камеру сгорания, чтобы отобрать тепло у работающего двигателя, перенести его к радиатору и передать в атмосферный воздух. В ходе работы поддерживается постоянная циркуляция жидкости, что позволяет удерживать оптимальную температуру двигателя. 

Образуемая в результате движения жидкости накипь от выпадения в осадок находящихся в воде растворенных солей, продукты разложения антифриза и тосола мешают нормальной работе охладительной системы. 

Возможности для тюнинга

Системы ЗМЗ-406 зачастую подвергаются модернизации для снижения зависимости от заводских недоработок и улучшения функционирования механизмов. Таких возможностей достаточно много.

К примеру, можно организовать принудительное включение вентилятора радиатора и индикации путем подключения напряжения к электромотору. Также есть вариант замены разъемов в месте подсоединения колодки вентилятора. Иногда умельцы используют для прокачки тосола через печку электролампу, включающуюся одновременно с вентилятором.

Такие усовершенствования позволяют достичь предельного нагрева двигателя до 97  ͦC. Ручной запуск вентилятора (например, при простое в пробках) позволяет получить запас теплоемкости. При этом практика показывает, что система охлаждения ЗМЗ-406 с такими изменениями функционирует нормально и эффективно препятствует перегреву мотора.

В отдельных случаях владельцы автомобиля вообще отказываются от ненадежного электровентилятора, организовывая принудительное охлаждение посредством работы помпы. Есть информация о применении на ГАЗелях такой системы применительно к ЗМЗ-402.

Также при модернизации инжекторных ГАЗелей охладительный вентилятор можно установить на карбюраторную модель. Однако в этом случае без помпы не обойтись.

Заключение

Важность системы охлаждения для ЗМЗ-406 переоценить сложно: она обеспечивает нужный температурный режим работы главного агрегата автомобиля. Знание принципа ее работы позволяет предупреждать или быстро ликвидировать проблемы с перегревом двигателя, контролировать уровень охлаждающей жидкости, своевременно выполнять ремонтные работы и производить замену тосола.