Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Основа трансмиссии в автомобилях ГАЗ

Транспортные средства производства ГАЗ оснащаются ручной коробкой передач с трёхвальной конструкцией. Вал — одна из самых прочных деталей в автомобиле. Для изготовления детали используют сталь.

Назначение валов КПП

В конструкции коробки передач три вала:

  1. Ведущий или первичный. Отвечает за приём мощности, поступающей от сцепления. После приёма передаёт поток мощности к промежуточному или ведомому валу. Особенность ведущего вала в автомобилях ГАЗ — малая длина. У ведущего вала две опоры. Один опорный элемент размещают внутри коробки передач, а другой за пределами КПП. Сбалансированная конструкция упрощает строение и исключает перекосы трансмиссии.

  2. Ведомый или вторичный. Конструкционно самый сложный вал. Без него невозможна установка муфт синхронизаторов или шестерен, которые необходимы для включения передачи. С ведомого вала снимается мощность, предающаяся к ведущему мосту транспортного средства. Как и в случае с первичным валом, у вторичного две опоры. Только обе находятся внутри КПП. 

  3. Промежуточный вал. Дополнительный элемент, который находится между ведущим и ведомым. Выполняется в виде неразборного блока. 

Большая часть валов, устанавливаемых на производстве ГАЗ, унифицированы. То есть для разных моделей и модификаций транспортных средств можно использовать одинаковые детали. Например, валы от ГАЗон Next подойдут для среднетоннажного бортового грузовика ГАЗ-3308. Самый высокий уровень унификации у пятиступенчатых коробок передач автомобилей ГАЗель и Волга. Это упрощает ремонт и обслуживание КПП.

Как устроена коробка передач в автомобилях ГАЗ

Производитель выпускает 4 типа КПП, при этом устройство коробок передач одинаковое. ГАЗ работает с такими КПП:

  • 4-ступенчатые коробки для легковых автомобилей (не выпускаются с 1994 года).

  • 5-ступенчатые коробки для легковых автомобилей (выпуск начался в 1994 году).

  • 4-ступенчатые коробки для грузовых транспортных средств.

  • 5-ступенчатые коробки для грузовых транспортных средств (устанавливаются на всех грузовиках, которые сейчас выпускает автомобильный завод).

Основа любой коробки передач — центральный картер. Ведущий и ведомый валы находятся в верхней части картера. Промежуточный вал размещают ниже. Механизм для смены передач устанавливают в верхней части крышки КПП. Сам механизм состоит из фиксатора, трёх горизонтальных штоков и рычага.

Смена величины крутящего момента происходит за счёт сцепления косозубых и прямозубых шестерен, которые входят в конструкцию вала.

Включение и выключение скоростей выполняется двумя способами:

  1. Метод заклинивания или фиксации. Осуществляется за счёт фиксирования неподвижных шестерен ведомого вала. В качестве фиксирующего элемента выступает подвижная муфта.

  2. Метод зацепления. Осуществляется за счёт сцепления подвижной шестерни ведомого вала и неподвижной промежуточного.

Для включения задней скорости задействуется специальный вал малой длины, в конструкции которого присутствуют одна или две шестерни. 

Типичные неисправности валов КПП в автомобилях ГАЗ

Чаще всего поломки касаются деталей, которые контактируют с валами. Из-за конструкции и прочного материала изготовления сами валы слабо подвержены поломкам.

Автовладельцы сталкиваются с такими проблемами:

  • износ и полное разрушение косозубых или прямозубых венцов;

  • преждевременный износ и полная поломка подшипников.

Венцы и шестерни — это несъёмные элементы. Преимущественно их вытачивают вместе с валами и делают из одной болванки. Реже элементы изготавливают отдельно, но даже при таком подходе фиксируют специфическим методом, не позволяющим снять детали без применения специального инструмента.

Поэтому когда венцы и подшипники изнашиваются или ломаются, необходима полная замена вала. Детали не подлежат ремонту. Заметить проблемы можно по таким признакам:

  • возникновения шумов при работе коробки передач;

  • стук, скрежет и другие нехарактерные звуки при манипуляциях с рычагом;

  • сильный нагрев коробки передач и масла.

Самостоятельное проведение ремонта упрощает использование специальных ремкомплектов.