Транспортные средства производства ГАЗ оснащаются ручной коробкой передач с трёхвальной конструкцией. Вал — одна из самых прочных деталей в автомобиле. Для изготовления детали используют сталь.
Назначение валов КПП
В конструкции коробки передач три вала:
-
Ведущий или первичный. Отвечает за приём мощности, поступающей от сцепления. После приёма передаёт поток мощности к промежуточному или ведомому валу. Особенность ведущего вала в автомобилях ГАЗ — малая длина. У ведущего вала две опоры. Один опорный элемент размещают внутри коробки передач, а другой за пределами КПП. Сбалансированная конструкция упрощает строение и исключает перекосы трансмиссии.
-
Ведомый или вторичный. Конструкционно самый сложный вал. Без него невозможна установка муфт синхронизаторов или шестерен, которые необходимы для включения передачи. С ведомого вала снимается мощность, предающаяся к ведущему мосту транспортного средства. Как и в случае с первичным валом, у вторичного две опоры. Только обе находятся внутри КПП.
-
Промежуточный вал. Дополнительный элемент, который находится между ведущим и ведомым. Выполняется в виде неразборного блока.
Большая часть валов, устанавливаемых на производстве ГАЗ, унифицированы. То есть для разных моделей и модификаций транспортных средств можно использовать одинаковые детали. Например, валы от ГАЗон Next подойдут для среднетоннажного бортового грузовика ГАЗ-3308. Самый высокий уровень унификации у пятиступенчатых коробок передач автомобилей ГАЗель и Волга. Это упрощает ремонт и обслуживание КПП.
Как устроена коробка передач в автомобилях ГАЗ
Производитель выпускает 4 типа КПП, при этом устройство коробок передач одинаковое. ГАЗ работает с такими КПП:
-
4-ступенчатые коробки для легковых автомобилей (не выпускаются с 1994 года).
-
5-ступенчатые коробки для легковых автомобилей (выпуск начался в 1994 году).
-
4-ступенчатые коробки для грузовых транспортных средств.
-
5-ступенчатые коробки для грузовых транспортных средств (устанавливаются на всех грузовиках, которые сейчас выпускает автомобильный завод).
Основа любой коробки передач — центральный картер. Ведущий и ведомый валы находятся в верхней части картера. Промежуточный вал размещают ниже. Механизм для смены передач устанавливают в верхней части крышки КПП. Сам механизм состоит из фиксатора, трёх горизонтальных штоков и рычага.
Смена величины крутящего момента происходит за счёт сцепления косозубых и прямозубых шестерен, которые входят в конструкцию вала.
Включение и выключение скоростей выполняется двумя способами:
-
Метод заклинивания или фиксации. Осуществляется за счёт фиксирования неподвижных шестерен ведомого вала. В качестве фиксирующего элемента выступает подвижная муфта.
-
Метод зацепления. Осуществляется за счёт сцепления подвижной шестерни ведомого вала и неподвижной промежуточного.
Для включения задней скорости задействуется специальный вал малой длины, в конструкции которого присутствуют одна или две шестерни.
Типичные неисправности валов КПП в автомобилях ГАЗ
Чаще всего поломки касаются деталей, которые контактируют с валами. Из-за конструкции и прочного материала изготовления сами валы слабо подвержены поломкам.
Автовладельцы сталкиваются с такими проблемами:
-
износ и полное разрушение косозубых или прямозубых венцов;
-
преждевременный износ и полная поломка подшипников.
Венцы и шестерни — это несъёмные элементы. Преимущественно их вытачивают вместе с валами и делают из одной болванки. Реже элементы изготавливают отдельно, но даже при таком подходе фиксируют специфическим методом, не позволяющим снять детали без применения специального инструмента.
Поэтому когда венцы и подшипники изнашиваются или ломаются, необходима полная замена вала. Детали не подлежат ремонту. Заметить проблемы можно по таким признакам:
-
возникновения шумов при работе коробки передач;
-
стук, скрежет и другие нехарактерные звуки при манипуляциях с рычагом;
-
сильный нагрев коробки передач и масла.
Самостоятельное проведение ремонта упрощает использование специальных ремкомплектов.