Неправильные зазоры в подшипниках двигателя — причина, по которой они быстрее изнашиваются и ломаются. Для корректной работы зазор должен быть минимальным. Размер зазора влияет на предельную нагрузку, действующую на подшипники — чем меньше зазор, тем ниже нагрузка. При сниженной нагрузке двигатель работает плавнее, без лишних вибраций.
Рекомендации по соблюдению масляных зазоров
Зазор обеспечивает формирование устойчивой масляной плёнки, от которой и зависит период эксплуатации подшипников. Кроме соблюдения правильного зазора, на устойчивость масляной плёнки влияет вязкость моторного масла, геометрия и качество обработки коленвала, температура внутри двигателя во время работы.
Размер масляного зазора нужно рассчитывать. Расчёт принято проводить по такому соотношению: 0,01 мм зазора на каждые 2,54 см диаметра коленвала двигательной системы. Отклонение от нормы в большую или меньшую сторону допускается, но при соблюдении некоторых условий.
Отклонение в большую сторону
Более крупный зазор не опасен, когда соблюдаются такие условия:
-
у подшипников крупные цапфы;
-
применяется моторное масло с повышенной вязкостью;
-
геометрия коленвала неидеальная, а в корпусе слабые отверстия, которые деформируются при работе двигателя на высоких оборотах;
-
температура внутри двигателя пониженная;
-
обработка поверхности выше 5 RA, то есть более грубая.
Отклонение в меньшую сторону
Зазор меньшего размера, чем стандартный, считается нормальным при таких условиях:
-
у подшипников маленькие цапфы;
-
используется моторное масло с низким уровнем вязкости;
-
у коленвала идеальная или почти идеальная геометрия и хорошо сбалансированные компоненты;
-
в двигательном агрегате повышенная рабочая температура;
-
обработка поверхности на уровне минимум 4 RA.
Почему важно следить за корректностью зазоров подшипников?
Когда работа масляного насоса не соответствует стандартным требованиям, подшипники сильнее подвергаются поломкам и быстрее становятся непригодными для использования. Так, из работающего под давлением подшипника происходит увеличение вытекания масла.
Для снижения трения и более экономичной работы двигательной системы, рекомендуется использовать моторное масло 5W20 или 0W20. У мультивязкого синтетического масла повышенная текучесть, если сравнивать со стандартным прогонным. Благодаря этому оно обеспечивает нормальное обслуживание двигателя в условиях повышенной температуры и при холодном пуске. Когда такое масло дополняется зазорами малого диаметра, двигатель отлично показывает себя при ежедневной эксплуатации с нагрузками разного уровня.
Какие проблемы могут быть с подшипниками и как их устранить?
Чаще всего автовладельцы сталкиваются со слишком сильным или наоборот недостаточным смятием. Разберём обе проблемы.
Слишком сильное смятие
Определить проблему просто — вдоль поверхности подшипника видны сильно изношенные участки. Повреждение появляется из-за того, что в момент установки крышки подшипника, его часть немного выступает за корпус. В результате при посадке на подшипник воздействует чрезмерно высокая нагрузка.
Проблему связываются с такими нюансами:
-
момент затяжки больше необходимого;
-
использование тонких прокладок;
-
установка отшлифованной крышки.
Проблему можно попробовать решить самостоятельно. Для этого выполните такие действия:
-
Если блок цилиндров отшлифован, проведите обработку корпуса подшипника.
-
Если отшлифована крышка, установите новый шатун.
-
Проведите обточку поверхности цапфы, если заметны неровности.
-
Замените подшипник. Здесь важно проследить, чтобы крышка не придавливала подшипник и выбрать рекомендованный производителем момент затяжки.
-
Если в этом есть необходимость, используйте более толстую прокладку.
-
Проверьте внутренний диаметр подшипника. Для этого используйте микрометр. Нужно убедиться, что нет отклонения от нормы.
Слишком слабое смятие
На задней поверхности или на линии стыка подшипника, а иногда сразу в двух зонах, заметны чрезмерно отполированные зоны. Между корпусом и подшипником появляются наросты или щербинки.
Проблема возникает, когда в двигательную систему интегрируют недостаточно примятый подшипник. Его не получается нормально зафиксировать, из-за чего конструкция постоянно перемещается вперёд-назад. Контакт с корпусом подшипника получается недостаточно плотным, топливо не может нормально передаваться, подшипник греется и деформируется.
Проблему связывают с такими факторами:
-
Для достижения лучшего прилегания стыковочные поверхности обтачиваются сильнее, чем нужно.
-
Попадание грязи внутрь подшипника через открытую крышку.
-
Слабая затяжка.
-
Несоответствие отверстий в корпусе рекомендуемым — отверстие может быть недостаточно круглым или слишком большим.
-
Установка прокладок неподходящей толщины.
Чтобы выровнять смятие, выполните такие действия:
-
Убедитесь, что на крышке подшипника нет заусенцев и грязи. Если есть — устраните их.
-
Обточите поверхность цапф, если заметны признаки сильного износа.
-
Отрегулируйте размер отверстий до рекомендованного.
-
Поставьте прокладки корректной толщины.
-
Выполните установку нового подшипника, не обрабатывая стыковочную поверхность.
Как замерить зазор подшипника двигателя?
Для проверки корректности диаметра зазора используйте пластигейдж. Инструмент легко найти в любом магазине автозапчастей. Для проведения замера снимите крышку подшипника, предварительно открутив болты. С поверхности сотрите остатки масла и других загрязнений, если они есть. После этого возьмите небольшой отрезок пластигейджа и установите по центру шейки коленвала.
Теперь поставьте крышку на место и зафиксируйте с помощью болтов. Важно выполнить затяжку с рекомендованной по инструкции силой. Следующий шаг — повторное снятие крышки. Под ней должен оказаться раздавленный пластигейдж.
В комплекте к пластигейджу идёт шкала. Возьмите шкалу и сопоставьте с раздавленным инструментом. На шкале вы увидите размер зазора.