Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Подшипники двигательной системы

Неправильные зазоры в подшипниках двигателя — причина, по которой они быстрее изнашиваются и ломаются. Для корректной работы зазор должен быть минимальным. Размер зазора влияет на предельную нагрузку, действующую на подшипники — чем меньше зазор, тем ниже нагрузка. При сниженной нагрузке двигатель работает плавнее, без лишних вибраций.

Рекомендации по соблюдению масляных зазоров

Зазор обеспечивает формирование устойчивой масляной плёнки, от которой и зависит период эксплуатации подшипников. Кроме соблюдения правильного зазора, на устойчивость масляной плёнки влияет вязкость моторного масла, геометрия и качество обработки коленвала, температура внутри двигателя во время работы.

Размер масляного зазора нужно рассчитывать. Расчёт принято проводить по такому соотношению: 0,01 мм зазора на каждые 2,54 см диаметра коленвала двигательной системы. Отклонение от нормы в большую или меньшую сторону допускается, но при соблюдении некоторых условий.

Отклонение в большую сторону

Более крупный зазор не опасен, когда соблюдаются такие условия:

  • у подшипников крупные цапфы;

  • применяется моторное масло с повышенной вязкостью;

  • геометрия коленвала неидеальная, а в корпусе слабые отверстия, которые деформируются при работе двигателя на высоких оборотах;

  • температура внутри двигателя пониженная;

  • обработка поверхности выше 5 RA, то есть более грубая.

Отклонение в меньшую сторону 

Зазор меньшего размера, чем стандартный, считается нормальным при таких условиях: 

  • у подшипников маленькие цапфы;

  • используется моторное масло с низким уровнем вязкости;

  • у коленвала идеальная или почти идеальная геометрия и хорошо сбалансированные компоненты;

  • в двигательном агрегате повышенная рабочая температура;

  • обработка поверхности на уровне минимум 4 RA.

Почему важно следить за корректностью зазоров подшипников?

Когда работа масляного насоса не соответствует стандартным требованиям, подшипники сильнее подвергаются поломкам и быстрее становятся непригодными для использования. Так, из работающего под давлением подшипника происходит увеличение вытекания масла.

Для снижения трения и более экономичной работы двигательной системы, рекомендуется использовать моторное масло 5W20 или 0W20. У мультивязкого синтетического масла повышенная текучесть, если сравнивать со стандартным прогонным. Благодаря этому оно обеспечивает нормальное обслуживание двигателя в условиях повышенной температуры и при холодном пуске. Когда такое масло дополняется зазорами малого диаметра, двигатель отлично показывает себя при ежедневной эксплуатации с нагрузками разного уровня.

Какие проблемы могут быть с подшипниками и как их устранить?

Чаще всего автовладельцы сталкиваются со слишком сильным или наоборот недостаточным смятием. Разберём обе проблемы.

Слишком сильное смятие

Определить проблему просто — вдоль поверхности подшипника видны сильно изношенные участки. Повреждение появляется из-за того, что в момент установки крышки подшипника, его часть немного выступает за корпус. В результате при посадке на подшипник воздействует чрезмерно высокая нагрузка.

Проблему связываются с такими нюансами:

  • момент затяжки больше необходимого;

  • использование тонких прокладок;

  • установка отшлифованной крышки.

Проблему можно попробовать решить самостоятельно. Для этого выполните такие действия:

  • Если блок цилиндров отшлифован, проведите обработку корпуса подшипника.

  • Если отшлифована крышка, установите новый шатун.

  • Проведите обточку поверхности цапфы, если заметны неровности.

  • Замените подшипник. Здесь важно проследить, чтобы крышка не придавливала подшипник и выбрать рекомендованный производителем момент затяжки.

  • Если в этом есть необходимость, используйте более толстую прокладку.

  • Проверьте внутренний диаметр подшипника. Для этого используйте микрометр. Нужно убедиться, что нет отклонения от нормы.

Слишком слабое смятие

На задней поверхности или на линии стыка подшипника, а иногда сразу в двух зонах, заметны чрезмерно отполированные зоны. Между корпусом и подшипником появляются наросты или щербинки. 

Проблема возникает, когда в двигательную систему интегрируют недостаточно примятый подшипник. Его не получается нормально зафиксировать, из-за чего конструкция постоянно перемещается вперёд-назад. Контакт с корпусом подшипника получается недостаточно плотным, топливо не может нормально передаваться, подшипник греется и деформируется.

Проблему связывают с такими факторами:

  • Для достижения лучшего прилегания стыковочные поверхности обтачиваются сильнее, чем нужно.

  • Попадание грязи внутрь подшипника через открытую крышку.

  • Слабая затяжка.

  • Несоответствие отверстий в корпусе рекомендуемым — отверстие может быть недостаточно круглым или слишком большим.

  • Установка прокладок неподходящей толщины.

Чтобы выровнять смятие, выполните такие действия:

  • Убедитесь, что на крышке подшипника нет заусенцев и грязи. Если есть — устраните их.

  • Обточите поверхность цапф, если заметны признаки сильного износа.

  • Отрегулируйте размер отверстий до рекомендованного.

  • Поставьте прокладки корректной толщины.

  • Выполните установку нового подшипника, не обрабатывая стыковочную поверхность.

Как замерить зазор подшипника двигателя?

Для проверки корректности диаметра зазора используйте пластигейдж. Инструмент легко найти в любом магазине автозапчастей. Для проведения замера снимите крышку подшипника, предварительно открутив болты. С поверхности сотрите остатки масла и других загрязнений, если они есть. После этого возьмите небольшой отрезок пластигейджа и установите по центру шейки коленвала. 

Теперь поставьте крышку на место и зафиксируйте с помощью болтов. Важно выполнить затяжку с рекомендованной по инструкции силой. Следующий шаг — повторное снятие крышки. Под ней должен оказаться раздавленный пластигейдж. 

В комплекте к пластигейджу идёт шкала. Возьмите шкалу и сопоставьте с раздавленным инструментом. На шкале вы увидите размер зазора.