Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Ремонт коробки передач на автомобилях УАЗ: правила подготовки и проведения работ

Провести ремонт КПП на транспортных средствах УАЗ можно самостоятельно. Коробка без проблем снимается и разбирается. Неисправные и изношенные механизмы заменяются, чтобы вернуть рычагу переключения скоростей нормальные рабочие возможности. 

Подготовка к проведению ремонтных работ

Перед началом нужно точно понимать, какая КПП стоит в автомобиле. Инструкция подходит для раздаточных коробок. Полностью синхронизированные модели, для которых не характерен двойной выжим с перегазовкой и изменение положения рычага с усилием, рекомендуется ремонтировать на СТО. Хотя некоторые рекомендации подойдут и владельцам синхронизированных КПП.

Коробка передач и раздаточная коробка в автомобилях УАЗ — общая система. Узел тяжёлый, вес достигает 80 кг. Поэтому ремонт лучше проводить в паре. Перед началом работ нужно поставить автомобиль на ровное покрытие так, чтобы оставалась возможность движения вперёд-назад на 0,5-1 метр.

Дальше выполните такие действия:

  • Слейте масло. Учитывайте, что сливы у КПП и раздаточной коробки разные. Когда масло сольётся полностью, не забудьте закрыть сливы пробками.

  • Снимите передние сидения.

  • Откройте напольный люк — достаточно открутить две половинки.

  • Снимите привод спидометра.

  • Под барабаном стояночного тормоза будет расположена рама. Нужно открутить её поперечину.

  • Карданный вал соединяется с раздаточной коробкой помощью фланцевых крепежей. Отвинтите карданы от фланцев. Работать с передними карданами комфортнее, предварительно отключив муфты переднего моста. Задний кардан будет удобнее снимать через верхний люк — в это время вам как раз понадобится двигать машину взад-вперёд. Карданы можно привязать к раме, но если соединительные гайки слабые — лучше снять полностью.

  • Открутите глушитель и ослабьте хомут, чтобы он не мешал.

  • Снимите поддон системы сцепления.

  • Справа на колоколе вы увидите элементы, которые фиксируют маслёнку первичного вала — фиксаторы нужно открутить. Освободившийся шланг необходимо поместить внутрь колокола.

  • Кожух вилки сцепления прижимается за счёт четырёх болтовых соединений — снимите их. После этого снимите пружину, открутите элементы, регулирующие шток рабочего цилиндра и достаньте саму вилку.

  • Возьмите верёвку и обмотайте раздаточную коробку, а затем подвесьте за эту же верёвку.

  • Отсоедините коробку от колокола, предварительно подперев двигатель домкратом, чтобы он не опустился. Для отсоединения нужно снять болты подушек и раскрутить фиксирующие гайки. Снимайте гайки аккуратно, можно орудовать монтажкой. Откручивать левосторонние гайки желательно, когда коробка хоть чуть-чуть отойдёт от колокола. 

  • Опустите коробку вниз, как только он повиснет. При этом не делайте резкие движения.

  • Снимите рычаги переключения скоростей и ручника.

  • Разъедините КПП с раздаточной коробкой. Чтобы сделать это, выкрутите соединительные гайки и болты. Для полного разъединение нужно будет сделать несколько ударов по кронштейну, который фиксирует узлы к раме.

Работы с КПП УАЗ

  • Снимите крышки с переключения передач и первичного вала.

  • Переведите рычаг на любую из передач, поставьте в зубья заранее подготовленный медный предмет и снимите плоскую гайку с первичного вала.

  • Во внутренней части коробки вы увидите посадочное отверстие под установку шестерни промежуточного вала. Поменяйте положение вала — оно должно совпадать с посадочным отверстием.

  • Сделайте несколько ударов по валу в диагональном направлении, чтобы достать подшипник первичного вала. Бейте по кругу, иначе есть риск перекоса подшипника. В случае износа подшипника его можно сбить, а потом заменить на новый.

  • Проверьте состояние роликового подшипника, установленного во внутренней части первичного вала. Подшипник могу рассыпаться, в этом случае его нужно собрать. В подшипнике несколько роликов, если последний слишком легко становится на место, соединительная опора требует замены. Исправный ролик должен устанавливаться с усилием.

  • Перейдите ко вторичному валу. Снимите стопорные кольца, открутите стопорные части двухрядного подшипника и выбейте вал.

  • Достаньте муфту третьей-четвёртой передачи. Предварительно сфотографируйте, как она стояла, чтобы потом не было проблем с обратной установкой.

  • Вы получите доступ к медным синхронизаторам. С высокой вероятностью их понадобится заменить. Это расходники, быстро подвергающиеся износу.

  • Перейдите к валу шестерни задней передачи, его тоже нужно снять. Для снятия удобно использовать плоскую отвёртку, которой легко выкручивается стопорный винт. После этого вал выбивается, как и вторичный. 

  • Проверьте состояние многорядного подшипника, расположенного внутри шестерни. Для полного осмотра снимите кольца-фиксаторы и уберите металлическую трубку.

  • Снимите заглушку переднего подшипника, которая закрывает промежуточный вал. На заглушке есть уплотнитель, важно его не потерять и не порвать — купить новый может быть проблематично.

  • В зубья шестерен поместите медный предмет, чтобы снять гайки и болты вала.

После этого нужно по аналогии нужно провести сборку, только проделывать действия в обратном порядке. КПП должна работать исправно. 

Работы с раздаточной коробкой

  • Ослабьте момент силы затяжки крепёжных соединений. Для этого вставьте во фланцевые отверстия болты соответствующего типоразмера и удержите монтировкой.

  • Открутите гайки валов, спрятанные под заглушками. Если вы достанете вал с гайками, выкрутить их после будет сложно. 

  • Открутите фланцы и снимите тормоз.

  • В случае закисания рабочего цилиндра, его нужно разобрать и отмочить в солярке.

  • Если вы давно не проводили замену сальников — поменяйте их, предварительно сняв крышки. Освободившееся пространство заполните литиевой смазкой. 

  • Достаньте привод спидометра. Для этого нужно открутить болт на десять. Вы получите доступ к сапуну — снимите его и установите новый. Вместо сапуна можно поставить трубку в салон — это более продвинутое и надёжное решение.

  • Снимите стопор, удерживающий направляющие вилки.

  • Уберите все стопорные кольца, расположенные по периметру подшипник и болты, а также крышку крупного размера. Возможно, установленный на заглушке роликовый подшипник потребует замены.

  • Поместите внутреннюю обойму на вал и проверьте состояние подшипников, находящихся на валу заднего моста. Особенно внимательно осматривайте второй подшипник.

Раздаточная коробка собирается так же, как и КПП — описанные действия нужно проделать в обратном порядке. Если вы заметите, что шлицы фланцев изнашиваются, их тоже лучше заменить.

Объединение раздаточной и коробки передач на автомобилях УАЗ

После того, как вы приведёте в нормальное состояние КПП и раздаточную коробку, их снова нужно объединить в один узел и установить на место. Первым делом верните соединительную прокладку, предварительно смазав герметизирующим составом.

Чтобы установить раздаточную коробку, поставьте её на барабан стояночного тормоза, а затем опустите саму коробку, не забывая придерживать шестерни и подложить шайбу упора.

Дальше нужно завинтить крепёжные элементы, вернуть заглушки и проверить исправность работы всех передач. Гайки нужно затягивать плотно, но не доводить до упора — вы в любое время сможете докрутить до нужного момента, если понадобится.