Провести ремонт КПП на транспортных средствах УАЗ можно самостоятельно. Коробка без проблем снимается и разбирается. Неисправные и изношенные механизмы заменяются, чтобы вернуть рычагу переключения скоростей нормальные рабочие возможности.
Подготовка к проведению ремонтных работ
Перед началом нужно точно понимать, какая КПП стоит в автомобиле. Инструкция подходит для раздаточных коробок. Полностью синхронизированные модели, для которых не характерен двойной выжим с перегазовкой и изменение положения рычага с усилием, рекомендуется ремонтировать на СТО. Хотя некоторые рекомендации подойдут и владельцам синхронизированных КПП.
Коробка передач и раздаточная коробка в автомобилях УАЗ — общая система. Узел тяжёлый, вес достигает 80 кг. Поэтому ремонт лучше проводить в паре. Перед началом работ нужно поставить автомобиль на ровное покрытие так, чтобы оставалась возможность движения вперёд-назад на 0,5-1 метр.
Дальше выполните такие действия:
-
Слейте масло. Учитывайте, что сливы у КПП и раздаточной коробки разные. Когда масло сольётся полностью, не забудьте закрыть сливы пробками.
-
Снимите передние сидения.
-
Откройте напольный люк — достаточно открутить две половинки.
-
Снимите привод спидометра.
-
Под барабаном стояночного тормоза будет расположена рама. Нужно открутить её поперечину.
-
Карданный вал соединяется с раздаточной коробкой помощью фланцевых крепежей. Отвинтите карданы от фланцев. Работать с передними карданами комфортнее, предварительно отключив муфты переднего моста. Задний кардан будет удобнее снимать через верхний люк — в это время вам как раз понадобится двигать машину взад-вперёд. Карданы можно привязать к раме, но если соединительные гайки слабые — лучше снять полностью.
-
Открутите глушитель и ослабьте хомут, чтобы он не мешал.
-
Снимите поддон системы сцепления.
-
Справа на колоколе вы увидите элементы, которые фиксируют маслёнку первичного вала — фиксаторы нужно открутить. Освободившийся шланг необходимо поместить внутрь колокола.
-
Кожух вилки сцепления прижимается за счёт четырёх болтовых соединений — снимите их. После этого снимите пружину, открутите элементы, регулирующие шток рабочего цилиндра и достаньте саму вилку.
-
Возьмите верёвку и обмотайте раздаточную коробку, а затем подвесьте за эту же верёвку.
-
Отсоедините коробку от колокола, предварительно подперев двигатель домкратом, чтобы он не опустился. Для отсоединения нужно снять болты подушек и раскрутить фиксирующие гайки. Снимайте гайки аккуратно, можно орудовать монтажкой. Откручивать левосторонние гайки желательно, когда коробка хоть чуть-чуть отойдёт от колокола.
-
Опустите коробку вниз, как только он повиснет. При этом не делайте резкие движения.
-
Снимите рычаги переключения скоростей и ручника.
-
Разъедините КПП с раздаточной коробкой. Чтобы сделать это, выкрутите соединительные гайки и болты. Для полного разъединение нужно будет сделать несколько ударов по кронштейну, который фиксирует узлы к раме.
Работы с КПП УАЗ
-
Снимите крышки с переключения передач и первичного вала.
-
Переведите рычаг на любую из передач, поставьте в зубья заранее подготовленный медный предмет и снимите плоскую гайку с первичного вала.
-
Во внутренней части коробки вы увидите посадочное отверстие под установку шестерни промежуточного вала. Поменяйте положение вала — оно должно совпадать с посадочным отверстием.
-
Сделайте несколько ударов по валу в диагональном направлении, чтобы достать подшипник первичного вала. Бейте по кругу, иначе есть риск перекоса подшипника. В случае износа подшипника его можно сбить, а потом заменить на новый.
-
Проверьте состояние роликового подшипника, установленного во внутренней части первичного вала. Подшипник могу рассыпаться, в этом случае его нужно собрать. В подшипнике несколько роликов, если последний слишком легко становится на место, соединительная опора требует замены. Исправный ролик должен устанавливаться с усилием.
-
Перейдите ко вторичному валу. Снимите стопорные кольца, открутите стопорные части двухрядного подшипника и выбейте вал.
-
Достаньте муфту третьей-четвёртой передачи. Предварительно сфотографируйте, как она стояла, чтобы потом не было проблем с обратной установкой.
-
Вы получите доступ к медным синхронизаторам. С высокой вероятностью их понадобится заменить. Это расходники, быстро подвергающиеся износу.
-
Перейдите к валу шестерни задней передачи, его тоже нужно снять. Для снятия удобно использовать плоскую отвёртку, которой легко выкручивается стопорный винт. После этого вал выбивается, как и вторичный.
-
Проверьте состояние многорядного подшипника, расположенного внутри шестерни. Для полного осмотра снимите кольца-фиксаторы и уберите металлическую трубку.
-
Снимите заглушку переднего подшипника, которая закрывает промежуточный вал. На заглушке есть уплотнитель, важно его не потерять и не порвать — купить новый может быть проблематично.
-
В зубья шестерен поместите медный предмет, чтобы снять гайки и болты вала.
После этого нужно по аналогии нужно провести сборку, только проделывать действия в обратном порядке. КПП должна работать исправно.
Работы с раздаточной коробкой
-
Ослабьте момент силы затяжки крепёжных соединений. Для этого вставьте во фланцевые отверстия болты соответствующего типоразмера и удержите монтировкой.
-
Открутите гайки валов, спрятанные под заглушками. Если вы достанете вал с гайками, выкрутить их после будет сложно.
-
Открутите фланцы и снимите тормоз.
-
В случае закисания рабочего цилиндра, его нужно разобрать и отмочить в солярке.
-
Если вы давно не проводили замену сальников — поменяйте их, предварительно сняв крышки. Освободившееся пространство заполните литиевой смазкой.
-
Достаньте привод спидометра. Для этого нужно открутить болт на десять. Вы получите доступ к сапуну — снимите его и установите новый. Вместо сапуна можно поставить трубку в салон — это более продвинутое и надёжное решение.
-
Снимите стопор, удерживающий направляющие вилки.
-
Уберите все стопорные кольца, расположенные по периметру подшипник и болты, а также крышку крупного размера. Возможно, установленный на заглушке роликовый подшипник потребует замены.
-
Поместите внутреннюю обойму на вал и проверьте состояние подшипников, находящихся на валу заднего моста. Особенно внимательно осматривайте второй подшипник.
Раздаточная коробка собирается так же, как и КПП — описанные действия нужно проделать в обратном порядке. Если вы заметите, что шлицы фланцев изнашиваются, их тоже лучше заменить.
Объединение раздаточной и коробки передач на автомобилях УАЗ
После того, как вы приведёте в нормальное состояние КПП и раздаточную коробку, их снова нужно объединить в один узел и установить на место. Первым делом верните соединительную прокладку, предварительно смазав герметизирующим составом.
Чтобы установить раздаточную коробку, поставьте её на барабан стояночного тормоза, а затем опустите саму коробку, не забывая придерживать шестерни и подложить шайбу упора.
Дальше нужно завинтить крепёжные элементы, вернуть заглушки и проверить исправность работы всех передач. Гайки нужно затягивать плотно, но не доводить до упора — вы в любое время сможете докрутить до нужного момента, если понадобится.