Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.00 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Шкив коленчатого вала

Шкив коленвала — элемент ременного привода вспомогательных механизмов, работающих внутри двигательного агрегата. Запчасть находится в передней части коленвала и отвечает за исправность его работы.

Какие задачи выполняет шкив?

Основная — это приведение в действие распределительных валов. Параллельно шкив способствует срабатыванию других систем и механизмов: генератора, помпы, насоса ГУР, компрессора системы кондиционирования, охлаждающего вентилятора и т.д.

У шкива есть и дополнительные задачи:

  • Контроль за положением и угловой скоростью коленвала. Выполняется с помощью специального встроенного в конструкцию датчика.

  • Гашение колебаний, которые возникают, когда двигатель работает на переходных режимах, заводится или останавливается.

Виды шкивов коленвала

Базово выделяют такие варианты:

  • Ручейковые. Стандартное решение. На внешней поверхности находится один или несколько V-образных ручьёв. В эти ручьи входит поликлиновый или клиновый ремень. Ручейковый шкив устанавливается в передачах клиноременного типа, так как при такой конструкции точность расположения коленвала и других агрегатов по отношению к друг другу не важна. 

  • Зубчатые. Более продуманное и современное решение. Используются на передачах с зубчатыми ремнями. Отвечают за точное расположение коленчатого вала и других агрегатов относительно друг друга. 

  • Комбинированные. Это симбиоз ручейкового и зубчатого шкива. Преимущественно используются для вспомогательных механизмов двигательной системы и для привода ГРМ. 

Виды шкивов коленвала по типу конструкции

  • Цельнолитые или фрезерованные. Отливаются из одного куска чугуна или стали. Простой и недорогой вариант, способный передать все колебания, образующиеся в ходе вращения коленвала.

  • Демпфированные или составные. Конструкция состоит из ступицы, которая через резиновое кольцо соединяется с венцом. Резиновое кольцо способствует поглощению вибраций. Более надёжное и долговечное решение, повышающее износостойкость ременного привода.

Виды шкивов коленвала по способу крепления

  • С помощью центрального болта и шпонки. Крепление на один болт характерно для конструкции современных двигательных систем.

  • С помощью нескольких болтов. Используется от двух до шести болтов. Крепление на несколько болтов характерно для вспомогательных шкивов. Монтаж в таком случае выполняется на одну ступицу.

Тонкости замены шкива коленвала

Со временем деталь изнашивается, становится более подверженной поломкам и в итоге требует замены. Иногда шкив также снимают в ходе ремонта двигателя. 

Если это вспомогательный шкив, закреплённый несколькими болтами, нужно выкрутить болты, параллельно фиксируя коленвал в неподвижном положении. После этого шкив снимается и меняется на новый.

Если это шкив, зафиксированный с помощью одного болта, алгоритм снятия такой:

  • Положите под колёса упоры, чтобы исключить непроизвольное движение.

  • Если у вас бензиновый двигатель — снимите разъём с катушки зажигания. Если дизельный — снимите разъём с клапана подачи топлива.

  • Обработайте болт средством, которое сделает крепёж более податливым к снятию. 

  • Возьмите ключ с длинной рукояткой и наденьте на болт. Важно, чтобы рукоятка доставала до пола. Если длины не хватает, подсоедините дополнительную трубу.

  • Начните крутить стартер двигателя. Вращайте стартер, пока болт не повернётся.

  • Выкрутите болт до конца и закончите демонтаж шкива, используя специальный съёмник.

После этого можно приступать к замене и обратной сборке. Рекомендуем обработать место посадки консистентной смазкой, чтобы облегчить установку. Автомобили с продольным расположением двигателя лучше размещать над смотровой ямой для проведения работ. При поперечном расположении агрегата желательно снимать правое колесо.