Шкив коленвала — элемент ременного привода вспомогательных механизмов, работающих внутри двигательного агрегата. Запчасть находится в передней части коленвала и отвечает за исправность его работы.
Какие задачи выполняет шкив?
Основная — это приведение в действие распределительных валов. Параллельно шкив способствует срабатыванию других систем и механизмов: генератора, помпы, насоса ГУР, компрессора системы кондиционирования, охлаждающего вентилятора и т.д.
У шкива есть и дополнительные задачи:
-
Контроль за положением и угловой скоростью коленвала. Выполняется с помощью специального встроенного в конструкцию датчика.
-
Гашение колебаний, которые возникают, когда двигатель работает на переходных режимах, заводится или останавливается.
Виды шкивов коленвала
Базово выделяют такие варианты:
-
Ручейковые. Стандартное решение. На внешней поверхности находится один или несколько V-образных ручьёв. В эти ручьи входит поликлиновый или клиновый ремень. Ручейковый шкив устанавливается в передачах клиноременного типа, так как при такой конструкции точность расположения коленвала и других агрегатов по отношению к друг другу не важна.
-
Зубчатые. Более продуманное и современное решение. Используются на передачах с зубчатыми ремнями. Отвечают за точное расположение коленчатого вала и других агрегатов относительно друг друга.
-
Комбинированные. Это симбиоз ручейкового и зубчатого шкива. Преимущественно используются для вспомогательных механизмов двигательной системы и для привода ГРМ.
Виды шкивов коленвала по типу конструкции
-
Цельнолитые или фрезерованные. Отливаются из одного куска чугуна или стали. Простой и недорогой вариант, способный передать все колебания, образующиеся в ходе вращения коленвала.
-
Демпфированные или составные. Конструкция состоит из ступицы, которая через резиновое кольцо соединяется с венцом. Резиновое кольцо способствует поглощению вибраций. Более надёжное и долговечное решение, повышающее износостойкость ременного привода.
Виды шкивов коленвала по способу крепления
-
С помощью центрального болта и шпонки. Крепление на один болт характерно для конструкции современных двигательных систем.
-
С помощью нескольких болтов. Используется от двух до шести болтов. Крепление на несколько болтов характерно для вспомогательных шкивов. Монтаж в таком случае выполняется на одну ступицу.
Тонкости замены шкива коленвала
Со временем деталь изнашивается, становится более подверженной поломкам и в итоге требует замены. Иногда шкив также снимают в ходе ремонта двигателя.
Если это вспомогательный шкив, закреплённый несколькими болтами, нужно выкрутить болты, параллельно фиксируя коленвал в неподвижном положении. После этого шкив снимается и меняется на новый.
Если это шкив, зафиксированный с помощью одного болта, алгоритм снятия такой:
-
Положите под колёса упоры, чтобы исключить непроизвольное движение.
-
Если у вас бензиновый двигатель — снимите разъём с катушки зажигания. Если дизельный — снимите разъём с клапана подачи топлива.
-
Обработайте болт средством, которое сделает крепёж более податливым к снятию.
-
Возьмите ключ с длинной рукояткой и наденьте на болт. Важно, чтобы рукоятка доставала до пола. Если длины не хватает, подсоедините дополнительную трубу.
-
Начните крутить стартер двигателя. Вращайте стартер, пока болт не повернётся.
-
Выкрутите болт до конца и закончите демонтаж шкива, используя специальный съёмник.
После этого можно приступать к замене и обратной сборке. Рекомендуем обработать место посадки консистентной смазкой, чтобы облегчить установку. Автомобили с продольным расположением двигателя лучше размещать над смотровой ямой для проведения работ. При поперечном расположении агрегата желательно снимать правое колесо.