Запчасти от официального дилера ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ в Амурской области.
График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 18.00 (+6 по МСК)
Продажа автомобилей
Запасные части
Сервисный центр

Вакуумный усилитель тормозов: принцип работы

Неотъемлемым устройством в системе торможения транспорта является вакуумный усилитель (ВУ). Деталь предназначена для обеспечения усилия, которое осуществляется в ходе давления педали. Наличие узла облегчает управление, и повышает эффективность работы ТС. Полезная информация об усилителях, ремонте, видах и конструкции далее в статье.

Что представляет собой вакуумный усилитель?

Наиболее востребованным видом усилителя является вакуумный тип. Узел сопряженный с гидроприводом, обеспечивает давление на тормозную колодку, за счет давления кислорода, расположенного в специальных зонах.

Основная часть легковых автомобилей, а также большинство грузовиков разного тоннажа, включают ТС с гидроприводом. Недостаток конструкции в том, что водителю приходится прилагать усилия для выполнения действий при остановке, что влечет повышенную утомляемость, и может привести к аварийным ситуациям на дороге. Также проблема присутствует и в конструкции сцепления грузового автотранспорта, укомплектованного гидравлическим приводом. Устранить недостаток, и улучшить процесс эксплуатации автомобиля можно путем установки вакуумника, используемого для колодок тормозов и сцепления.

Устройство вакуумного вида – это важное звено между ГТЦ, сцеплением и торможением. Конструкция снижает уровень производимых усилий многократно, что гарантирует легкое управление автотранспортом. Оценить состояние ВУ и определить степень поломки можно в сервисном центре компании «АвторГАЗ». Техники и механики имеют практический опыт работы, и порекомендует оптимальный вариант решения вопроса. Обратиться за консультацией или записаться на ТО можно у менеджера сервисной службы по телефону: +7 (4162) 42-05-39.

Датчики ВУ

Высокий КПД вакуумника обеспечивается за счет устройства с экстренным типом торможения. Система включает датчик, с помощью которого проводится замер скорости движения штока, размещенного в усилительном узле. Также контроллер фиксирует ступени разряжения, и другие неисправности, передавая их на приборную панель автотранспорта. 

Виды, особенности и работа вакуумника

Техническое устройство ВУ применяется в 2 вариантах автосистем:

  • система тормозной безопасности (ВУТ);

  • узел сцепления (ВУС).

ВУТ монтируется на транспорте малого и среднего тоннажа. На сельхозтехнике, спецтехнике и транспорте повышенной тоннажности устанавливают ВУС. Классы имеют идентичное техническое устройство, и мало отличаются по принципу действия. 

Классификация вакуумников:

  • односекционные;

  • двухсекционные.

Принцип действия и исполнение ВУ

Корпус герметичен, имеет округлую форму. Состав:

  • Камера с диафрагмой-разделителем на две зоны.

  • Клапан для управления, соединительный шток.

  • Штуцер для крепления камеры с коллектором агрегата.

  • Элемент для сопряжения диафрагмы и цилиндра.

  • Пружина возвратного действия.

Диафрагма соединенная с поршневым штоком обеспечивает перемещение поршня, и способствует нагнетанию жидкости к колесным осям. Цилиндрические камеры и диафрагмы выполнены из металла, и оснащены эластичным резиновым подвесом, за счет которого обеспечивается легкое передвижение вдоль оси.

Камера устройства поделена на две полости: атмосферную и вакуумную. Атмосферная соединена через клапан управления с атмосферой, вакуумная сопряжена с коллектором двигателя. В транспорте дизельного типа применяется отдельная помпа. 

Принцип действия усилителя прост и построен на разнице давлений. При движении транспорта, когда педаль не нажата, диафрагма находится в состоянии ожидания. Когда водитель приводит в действие узел, следящий клапан перекрывает разряжение. Диафрагма двигается по заданному направлению и приводит в движение шток, который и обеспечивает нужное давление. При нажатии педали до упора, увеличивается отверстие, давление атмосферы нарастает, и отклик получается резким. Отпустив педаль, диафрагма возвращается в исходное состояние, колодки разжимаются.

Как проверить усилитель?

Проверить эффективность работы конструкции может каждый водитель:

  1. Двигатель «троит», и после нажатия на колодку приходит в норму. Проблема в разгерметизации воздуха в коллекторе.

  2. Отключить мотор, 5-6 раз нажать на тормоз, и остановить действие в середине хода. Не отпуская педаль, запустить двигатель, и если колодка «провалилась» до пола – конструкция исправна. Отсутствие «провала» сигнализирует о неисправности. 

  3. На поверхности присутствуют потеки жидкости. Существует несколько вариантов при которых возникла утечка. Определить и устранить неполадку можно в сервисном центре компании «АвторГАЗ».

Устройство безопасности грузового, пассажирского или коммерческого автомобиля должно быть исправно. Если возникают сомнения в эффективности работы, рекомендуем обратиться в сервисный центр. Своевременное ТО обеспечит комфортное и безопасное вождение, а также избавит от дорогостоящего ремонта. 

Виды поломок

Неисправности вакуумного усилителя:

  • снижение герметичности основного трубопровода;

  • обратный клапан неисправен, узлы соединения требуют подтяжки;

  • камера усилителя разгерметизировалась.

Частой причиной поломки является неисправность обратного клапана, и снижение герметичности трубопровода. Самостоятельно провести диагностику и ремонт не представляется возможным без наличия оборудования и инструмента. К тому же, тормозная система – это серьезный узел в автомобиле, и ремонт лучше доверить профессионалам. 

Признаки неисправности ВУ

Определить неисправность вакуумного усилителя каждый водитель может на практике. Чаще жалобы поступают на мягкость или жесткость педали. При корректной работе механизма педаль нажимается плавно, без усилий. Если же колодка становится жесткой, необходимо проверить уровень давления в ГТЦ, и отрегулировать до приемлемых параметров.

Мягкая колодка возникает по причине падения давления. Ситуация опасна тем, что тормозной узел дает сбой в работе, и может стать причиной аварии в критический момент. Исправить поломку можно путем диагностики, а прокачки ТС. 

Худший вариант, который может возникнуть в неполадке ВУ – это полный отказ системы. Неполадка возникает редко, и требует немедленного устранения. Эксплуатировать транспорт в данном случае запрещено. Для устранения поломки потребуется диагностика, от результатов которой зависит сложность ремонта и замена комплектующих. 

Выбор, ремонт и обслуживание ВУ

Механизмы ВУС и ВУТ отличаются большим ресурсом работы, и редко выходят из строя. Для замены комплектующих рекомендуется приобретать модели указанные производителем в техническом паспорте транспортного средства. Указанные модели имеют технические характеристики и установочные габариты, подходящие для конкретного автомобиля. 

Недопустимо использовать запчасть, которая снизит усилие, что приведет к снижению эффективности управления автотранспортом, и повысит степень утомляемости водителя. Пример: запрещено ставить одноконтурный ВУ вместо двухконтурного, а также не рекомендуется заменять двухконтурный одноконтурным. 

При выборе устройства важно учитывать конструктивное исполнение, так как некоторые виды могут идти в сборке с ГЦС или ГТЦ. При замене детали необходимо проверить целостность крепления, трубопроводов и хомутов. Нередко требуется полная замена устройства, для повышения эффективности эксплуатации. 

Ремонт ВУТ:

  1. Для работы потребуется наличие ремкомплекта, который можно приобрести в автомагазине.

  2. Изучите мануал транспорта, чтобы понимать устройство ВУ.

  3. Обивка, накладка в моторном отсеке снимается.

  4. Разъединяются провода под рулевым валом.

  5. Гаечным ключом откручиваются гайки от тормозного цилиндра. Удаляется трубка, и во избежание изгибов соединительных шлангов, цилиндр наклоняется вперед.

  6. Отключается стоп-сигнал, снимаются болты, извлекается ВУТ.

  7. Палец соединения и педаль снимаются, последние 2 гайки крепления откручиваются.

  8. Вакуумник снят, можно приступать к ремонту.

Определить, что устройству нужен ремонт, а не замена, можно с помощью диагностики. Благодаря компьютерному изучению работоспособности конструкции можно избежать дорогостоящей замены комплектующих, и провести ремонтные работы по бюджетной цене.

Замена усилителя осуществляется мастером по инструкции:

  1. Шток отсоединяется от педали. Стопорную пластину можно снять, зацепив края острым предметом.

  2. Отсоединяются провода от колодки и уровня датчика.

  3. Цилиндр отсоединяется от ВУ.

  4. Снимаются крепежные элементы. Если гайки «закипели», можно воспользоваться специальной жидкостью.

  5. ВУ разъединяется методом откручивания двух гаек.

  6. Установка осуществляется в обратном от снятия порядке.

При монтаже важно обратить внимание на крепежи и соединительные элементы, которые обеспечивают правильность функционирования устройства. 

Вакуумный усилитель тормозного механизма – это элемент, который облегчает эксплуатацию транспорта. Без данного устройства можно обойтись, однако водители, имеющие в комплектации устройство, отмечают комфорт и снижение усталости при длительном вождении. К тому же, вождение без усилий – это безопасность для водителя и прохожих, так как система, оснащенная экстренным торможением, имеет короткий тормозной путь.